?

Log in

 
 
22 January 2011 @ 04:50 pm
 
Сегодня, совершенно случайно, в разговоре со старшим составом семейства, узнал, что в СССР до середины 50-х были платными старшие классы средней школы, среднее-специальное и высшее образование.
Что называется: "Внезапно!". Никогда в жизни не стал бы сомневаться и проверять утверждение о безусловно-бесплатном образовании в СССР.

Википедия говорит следующее:

СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 1940 г. № 1099
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНИХ ШКОЛ И В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СССР И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙ

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы Советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений, Совет Народных Комиссаров СССР признает необходимым возложить часть расходов по обучению в средних школах и высших учебных заведениях СССР на самих трудящихся и в связи с этим постановляет:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8, 9, и 10 классах средних школ и высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:
а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;
б) во всех остальных городах, а также селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распространить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:
а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик,— 400 рублей в год;
б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах,— 300 рублей в год;
в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных — 500 рублей в год.

4. Плата за обучение взимается в соответствующие учебные заведения два раза в год: 1 сентября и 1 февраля. Примечание: За первое полугодие 1940 - 1941 учебного года - плата за обучение вносится не позже 1 ноября сего года.

5. Плата за обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.

6. Установить, что с 1 ноября 1940 года стипендии назначаются лишь тем студентам и учащимся в техникумах, которые проявляют отличные успехи.


Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР

В. МОЛОТОВ

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР

М. ХОЛМОВ

Москва, Кремль.

2 октября 1940г.
 
 
 
лицевой танцорgenetik on January 22nd, 2011 03:10 pm (UTC)
Отлично!
А еще учебники покупали родители даже когда обучение было бесплатным.
Благодаря учебнику "История Средних веков, 6 класс" (покупалась в Тульской области в середине 60-х), который мама зачем-то притащила с собой в Сибирь, мои интересы были запрограммированы в дошкольном возрасте - одна из книг, по которым я учился читать.
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 05:00 pm (UTC)
Да, причем окончательный переход на бесплатные школьные учебники произошел относительно недавно, насколько я понял:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КПСС
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1977 г. N 1029
О ПЕРЕХОДЕ НА БЕСПЛАТНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКАМИ
УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
(с изм. и доп., внесенными Постановлением ЦК КПСС,
Совмина СССР от 03.08.1988 N 953)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР отмечают, что предусмотренная новой Конституцией СССР бесплатная выдача школьных учебников имеет большое политическое, социальное и воспитательное значение.
[...]
http://www.lawmix.ru/docs_cccp/1986
Сергей, просто Сергейsergsuper on January 22nd, 2011 05:58 pm (UTC)
я пошел в школу в 1972 г

смутно помню что некоторым (отличникам) выдавали новые учебники, а некоторым давали старые (в конце года все учебники надо было сдавать)
но это было не во всех классах и не по всем предметам
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 06:58 pm (UTC)
Я в школе учился существенно позже. У нас по всем предметам учебники выдавались из библиотеки, в конце года сдавались обратно. Учебники были разной степени сохранности, кому как везло. Дифференцирования по успеваемости не было.

К концу школы, когда стали модными эксперименты с образованием, случалось покупать дополнительную литературу, но не часто.
Женя Фицманrodgar on January 22nd, 2011 08:56 pm (UTC)
я тоже учился любить чтение по купленным в 60х учебникам истории
Наталия Аверто: мое счастьеmamakenga_71 on January 22nd, 2011 04:35 pm (UTC)
Да уж да. Работать идти, работать, а не учиться. Что-то в этом есть.
P.S. Привет Александру передала.
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 05:02 pm (UTC)
Спасибо!
Rand Palmer AKA moonrainbowmoonrainbow on January 22nd, 2011 06:19 pm (UTC)
Было такое, просуществовало где-то 14 лет.
Но это не отменяет сам факт наличия бесплатного образования в СССР на протяжении большей части его существования.
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 07:28 pm (UTC)
Я немного не про то.

Собственно пост про то, как человек 1978 года рождения всю жизнь транслировал свой опыт бесплатного образования на весь период существования СССР. И немного про то, что пропаганда о всеобщем и бесплатном советском образовании работает и через много лет после завершения существования СССР.

PS А вот о том, что представляло из себя высшее образование в период между 1917...1940, я бы для общего образования с удовольствием почитал. Надо будет поискать.
BacRbacr on January 22nd, 2011 08:08 pm (UTC)
http://greycygnet.livejournal.com/104734.html?thread=482078#t482078

пожалуй намного меньше, только во время войны.
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 08:19 pm (UTC)
Вообще-то, я сегодня говорил с человеком, который учился в обычной ленинградской школе. В середине пятидесятых. Как раз к отмене платных старших классов.

Такие дела.
BacRbacr on January 22nd, 2011 08:07 pm (UTC)
+ до середины 50-х были платными старшие классы средней школы, среднее-специальное
+ и высшее образование.

Это не правда. В 1948 году в МГУ платили стипендию всем зачисленным студентам. На физфаке стипендия отличника с доплатами от кафедры и министерства (по профилю кафедры) была выше средней зарплаты по стране. Наверно тогда был пик покупательной способности стипендии в сравнению со средней зарплатой.
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 08:26 pm (UTC)
Питерская техноложка и холодильник в 1952 были платными.
И уже оставшийся за памятью очевидца, примерно в то же время, краснордарский ВУЗ был платным.

ЛГУ в 63-м был уже бесплатным.
BacRbacr on January 22nd, 2011 11:42 pm (UTC)
Я пишу про моего отца который поступил в МГУ в 1948 году. Отец сейчас жив и может подтвердить.
Cygnetgreycygnet on January 23rd, 2011 07:13 am (UTC)
А я пишу про тещу и про ее многочисленное семейство.
Теща находится в соседней комнате. :)

Я ничего не знаю и ничего не утверждаю про МГУ. Все может быть так, как вы сказали. Но так было не везде и не у всех.
Женя Фицманrodgar on January 22nd, 2011 08:58 pm (UTC)
всегда, когда поднимается эта тема, встаёт вопрос: 200 рублей это много или мало в 1940м году?
Cygnetgreycygnet on January 22nd, 2011 09:20 pm (UTC)
http://lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=9304&Itemid=9

Вот табличка. Насколько я понимаю, зарплаты приведены с учетом деноминации 1947 года, так что столбец "1940" надо умножить на 10. С БСЭ цифры, вроде, совпадают.

То есть от месячного заработка, до трети месячного заработка, для широко живущих ИТР.

То есть вроде терпимо. Но это на одного человека. А если в семье детей много, причем часть старших уже учится в ВУЗах (как в близком мне случае), то это может быть уже проблемой.
madmexanicusmadmechanic on January 22nd, 2011 10:34 pm (UTC)
Вот такие вот мифы.
caliban_uponcaliban_upon on January 22nd, 2011 11:50 pm (UTC)
Да вещь достаточно известная. :)
Полностью бесплатным оно стало позднее.
Cygnetgreycygnet on January 23rd, 2011 07:47 am (UTC)
Да, я уже почитал.
Как обычно, отстаю от общества примерно на год. :)
caliban_uponcaliban_upon on January 23rd, 2011 08:47 am (UTC)
У меня такое бывает после каждой продолжительной командировки. :)
Evgeniy_Kevgeniy_kond on January 25th, 2011 08:01 am (UTC)
Скорее символическая плата, которую никто не воспринимал как по-настоящему платное образование. Причем с детей вдов после войны вообще ничего не брали.
Cygnetgreycygnet on January 25th, 2011 05:11 pm (UTC)
Символическая плата в семье с пятью детьми, причем двое в ВУЗах, а младшая в школе -- становится вполне неиллюзорной. Но, как показывает практика, посильной.
(Deleted comment)
Cygnetgreycygnet on September 1st, 2011 11:54 am (UTC)
Re: Фальшивка
Про постановление спорить не буду, сам в архиве не сидел. Но если читали, поиск в инете начался с разговора с тещей о судьбах ее многочисленного семейства.

Да, дискуссия без ссылок на материалы будет вполне бесплодной -- теще я верю. В отличии от вас, она политически нейтральна.